Готов ли ребенок к обучению в школе?

 

Предлагаем Вашему вниманию материалы, которые помогут решить такую важную проблему, как отдавать ли малыша в школу или подождать ещё один год.

 Первым критерием оценки готовности ребенка к школе является общее состояние его здоровья. Родители должны здраво, с пониманием, оценить те проблемы со здоровьем, которые были у дошкольника, посоветоваться с врачами и прислушаться к их рекомендациям. Часто болеющий ребенок, придя в школу, не оставит свои болезни за порогом. Пропуски в школе неизбежно приведут к отставанию ребенка от программы и, как результат — к школьной неуспеваемости. Стоит ли подвергать малыша такому испытанию? Если позволяет возраст, лучше отдать его в школу на год позже, и заняться укреплением организма, а при хронических заболеваниях, следует постепенно приучать ребенка к тому режиму, который будет у него в школе.

 Следующее, на что родители должны обращать внимание, — это состояние общей и мелкой моторики ребенка. Как он двигается? Как прыгает, ходит, бегает? Как двигаются его пальчики, руки? Насколько согласованы движения конечностей при различных двигательных актах? Обычно родители жалуются только на то, что будущий школьник «неправильно» держит карандаш или ручку. Но их не волнует, что ребенок постоянно что-то задевает, у него все валится из рук, он не может провести линию, нарисовать круг. И если заглянуть в историю развития такого ребенка, увидим, что он пропустил стадию «ползания». Родители даже гордятся, что ИХ чадо не ползало, а сразу встало и пошло. Зачастую, ему еще и помогли вредным изобретением для нормально развивающегося ребенка — так называемыми «ходунками». Если с моторикой малыша что-то не так, если он не может повторить простые движения различных пальчиковых гимнастик (сейчас огромное количество книг с такими гимнастиками имеется в продаже), не торопитесь в школу. Чтобы исключить тяжелую патологию, потратьте год до школы на развитие моторики ребенка после консультации у невролога. Как это сделать, вам объяснят специалисты и многочисленная литература на эту тему.

 Особое внимание следует обращать на то, как ваш ребенок общается со сверстниками: умеет ли взаимодействовать с детьми и взрослыми и контролировать свое поведение. От этого в школе будет зависеть очень многое и в первую очередь успешная адаптация вашего малыша. Если дошкольник не посещал детский сад, не спешите раньше времени отдавать его в школу. Попробуйте за оставшееся время определить ребенка в какой-нибудь детский развивающий, творческий, спортивный коллектив. Главное, чтобы ребенок в течение оставшегося времени смог научиться строить свои взаимоотношения с детьми, чужими взрослыми. Весьма полезно использовать время до школы для игры. Есть такое понятие — произвольность. Это умение ребенка заставить себя делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что от него требуют. Именно это умение в первую очередь понадобится первокласснику в школе. И если ребенок «домашний», зачастую избалованный, не понимает слово НАДО, то ему очень трудно будет на первых порах привыкать к школьным требованиям. Произвольность нужно развивать и воспитывать в дошкольном возрасте. Этому помогают сюжетно-ролевые игры—обязательный аспект программы детского сада, различные игры на правила с требованием четкого выполнения инструкций. Дома чаще играйте с детьми в «Дочки-матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить  ребенку организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

 Очень важный аспект готовности ребенка к школе—уровень развития его пространственных и латеральных представлений. От этого во многом зависят успехи в будущем письме и чтении школьника. Расположение работы на тетрадном листе, «две клеточки вниз, три клеточки вправо», знание лево—право, осознание схемы своего тела — правильная сформированность этих сторон может оказать большую помощь в овладении письменной речью и счета.

И наконец, то, что обычно ставят на первое место — умственное развитие ребенка, которое должно соответствовать возрастным нормам.

Под умственным развитием ребенка подразумевается уровень развития его познавательных процессов: внимание (объем, концентрация, переключаемость), память (объем, вид), восприятие (ведущий вид восприятия, уровень развития всех его видов), мышление, развитие речи.

 Когда мы говорим о мышлении, то имеем в виду умение ребенка решать различные интеллектуальные задачи, как без использования речи, так и с ее использованием (невербальный и вербальный уровни). Различные словесные задачки с подтекстом, со скрытым смыслом, поиск аналогий, сравнение, нахождение четвертого лишнего выбор слов по значимости можно найти в многочисленных книгах и детских журналах. На детских страничках в семейных журналах часто печатают интересные задания на поиск различий, ребусы, детские кроссворды, математические головоломки. Относитесь к таким заданиям серьезно. Часто решают, что важнее посадить ребенка за стол и сказать: надо заниматься, пора готовиться к школе. Но это самый неразумный шаг со стороны родителей. Слово «занятие» желательно вообще не использовать в разговоре с ребенком. Готовя же ребенка к школе, мы начинаем формировать у него позицию школьника, учим сидеть за партой, знакомим с правилами поведения на уроках, тогда и нужно говорить о занятиях. В связи с этим абсолютно недопустимо проведение ЗАНЯТИЙ с детьми 4—5 лет по школьному типу (за партой, в виде урока) Готовиться можно везде: на прогулке, дома на кухне, по дороге из детского сада домой, в магазине. Надо только четко знать, чего вы хотите от ребенка в данный момент.

Любые нарушения звукопроизношения оказывают негативное воздействие не только на умственное развитие ребенка, но и его эмоционально-волевую сферу, а значит и на формирование личности. Если речь ребенка развивается не в соответствии с возрастными нормами, нужно обязательно обратиться к специалисту. Существует целый комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, который поможет избежать в будущем больших проблем.

 До поступления в школу следует обратить внимание на развитие лексико-грамматических категорий и общей связной речи ребенка. Он должен правильно использовать грамматические категории (падежные, родовые окончания, согласование различных частей речи и т.д.). Прекрасно, если дошкольник может составить развернутый рассказ по серии сюжетных картинок, поддержать беседу, рассказать о том, как провел выходные. Но если он этого не может делать, нужно посоветоваться с логопедом, больше заниматься с ребенком, а не делать из этого трагедии, не пугать ребенка и не пугаться самим. Еще есть время, чтобы помочь малышу.

 Большое значение имеет состояние познавательной активности ребенка. Интересуется ли он чем-то новым, задает ли вопросы, как относится к книгам, новым играм, нравятся ли ему интеллектуальные задачки? Присмотритесь к своему ребенку, проявляется ли у него этот интерес ко всему новому. Мы традиционно считаем детей «почемучками». Но, к сожалению, так бывает не всегда.

 Итак, что же относится к готовности ребенка к школьному обучению:

 ♦ Общее состояние здоровья.

 ♦ Достаточный уровень сформированности мотивации и произвольности.

 ♦ Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

♦ Хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать ВОЗРАСТНЫM нормам.

♦ Хорошо развитая общая и мелкая моторика.

♦ Соответствующий возрасту уровень сформированности пространственных и латеральных представлений.

♦ Достаточная познавательная активность.

Если вы уверены, что он соответствует вышеперечисленным требованиям, то записывайтесь в школу и пусть вам и вашему ребенку школьная пора будет в радость.

Если вы видите явные проблемы у ребенка, но все же решили отдать его в школу, хотя еще годик можно было бы подождать, то здесь можно только пожелать вам и ребенку терпения.

 Педагог-психолог: Оксана Николаевна Толока

Авторизация
Регистрация
Copyright ©Прогимназия «Центр детства», 2011
Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit